Село Петровское было основано в 1802 году. Оно возникло как опорный пункт царского правительства в деле колонизации Башкирии одновременно с переселением из центральной России помещиков Крашенинниковых. Помещик Пётр Алексеевич Крашенинников, получив в собственность свободные земли Оренбургской губернии, заселил на них крепостных крестьян из своих владений в Сызранском уезде: Тульской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Самарской, Рязанской, Орловской областей. По имени помещика Петра Алексеевича и было дано название селу «Петровское». Так возникло село Петровское, в народе его называли «Крашенинниково».
Владения Крашенинникова Петра Алексеевича перешли по наследству сыну Алексею Алексеевичу, штабс-капитану, уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском.
Родился Алексей Алексеевич в 1794 году, умер в 1844 году. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской губернии за 1861 год известно, что наследниками Алексея Алексеевича остались два его сына: Пётр и Алексей.
Пётр Алексеевич учился в Москве в Дворянском институте в корпусе путей сообщения, но курс обучения не окончил. Имел в собственности 148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском. Последнее время служил попечителем девятого попечительства башкирского войска.
Второй сын Алексея Петровича Николай Алексеевич учился в Московском Дворянском институте. Имел 1336 десятин земли в районе села Петровского. Последнее время служил Оренбургским уездным предводителем дворянства.
Сын Николая Алексеевича Василий Николаевич учился в Оренбургском кадетском корпусе и работал в канцелярии Оренбургского губернского представительства дворянства.
В 1866 году в Петровском насчитывалось 119 дворов, а население составляло: мужчин - 295, женщин - 337. Имелось: церковь, волостное правление, 11 кожевенных заводов, 2 мельницы, кирпичный завод, мыловаренный завод, 2 корьедробилки, лесопилка,2 маслозавода, поташный завод, 8 частных гончарных заводов, частные колбасные заводы и хлебопекарни. Проводились еженедельные базары. Здесь можно было выгодно купить сырьё, обменять или продать товар. Село называлось владельческим.
У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей. Крашенинников был очень богат. Село Андреевка было отдано в приданое дочери Марии. Сын Александра Николай - известный писатель-демократ. Многие свои произведения он посвятил нашему селу. Это такие произведения, как «Невозвратное», «К земле обетованной». В них он описывает красоту нашего села, соседней Башкирии до революции. Ведь когда-то граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая на сахар, чай, бусы.
Дочь Александра Крашенинникова, Надежда, живёт в городе Белый Уголь.
Основатель нашего села, Пётр Алексеевич Крашенинников, был похоронен в церковном склепе. Церковь была разрушена во время революции. Сохранилась только могильная плита.
Дом Крашенинниковых стоял на улице Козловка. Это был самый большой дом в селе. К сожалению, он не сохранился. Был здесь дом и другого помещика, Варганова (бывший детский сад). В Козловке находились чайная, пивная, трактир. Всё это принадлежало торговцам Козловым. Отсюда и название – Козловка. Позднее в этих зданиях открылись кинематограф, изба-читальня, двухклассная школа. По селу протекает река Ассель. Речка наша быстрая и чистая. Говорят, когда–то в ней водилась форель. Река берёт своё начало в Башкирии. Существует легенда об этом названии реки: «Давным-давно жил богатый бай, храбрый джигит и охотник. У него была красавица дочь Ассель. Она влюбилась в пастуха Альяна, но отец не давал разрешения на свадьбу. От горя Ассель утопилась в реке. А Альян взобрался на высокую гору и бросился в ту же реку. С тех пор люди стали называть речку Ассель, а гору, расположенную рядом, Альянкой.
В центре села находится мост через речку Ассель. Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками и немцами. Сейчас это одна из старых и главных достопримечательностей нашего села. Говорят, когда его строили, то в раствор бетона добавляли сырые яйца, что придавало крепкость. Архитектурный стиль его не похож на остальные мосты в области.
От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы и Козловка, а от неё Оторвановка. Когда-то на Сладкой улице находился небольшой завод, где изготовляли патоку. Завода давно нет, а название улицы осталось.
В давние времена, ещё до революции, в селе было очень много кустарей. Их насчитывалось около 150 семейств: кузнецы, колесники, вальщики, тарантасники, овчинники, бондари, жестянщики, сапожники, шорники, портные, столяры, плотники, стекольщики. Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники, сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве). Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название Кузнечной улицы. Когда-то, много лет назад, недалеко от больницы стоял ряд кузниц. Село Петровское славилось своими кузнецами, которые могли подковать лошадей, сделать необходимые орудия труда, домашнюю утварь. Кузнец в те времена был первым человеком на селе. Жаль, что сейчас это ремесло ушло в прошлое. Наше село когда-то было в три раза больше. Его называли вторым Оренбургом. Село было торговым центром. Здесь было 20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный, конный и лесной, где продавали бочки, колёса, телеги. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный рогатый скот. В селе было десять скотопромышленников, которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города России. На базары привозили фрукты и пряности из Средней Азии, рыбу с Аральского моря. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных городов и селений Башкирии, Киргизии. Добирались на лошадях и на верблюдах.
Улица Козловка переходит в Оторвановку. Это странное название улица получила во время строительства села. Само село строилось на казённой земле, то есть государственной. А в Оторвановке люди селились на помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой улицы существует легенда: «Очень давно все жители нашего села ездили в лес за дровами вместе. Но однажды жители этой части села не приехали в срок в назначенное место. Все их долго ждали и, не дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели, что они уже там. Их стали называть «оторванцами», а улицу Оторвановкой.»
Сельская жизнь – дома, дворы, сады, огороды, речка, поля… Череда деревенских забот, обычаи, праздники – всё связывает человека с землёй, с осмысленной жизнью на ней.
Многое в жизни села изменилось. Есть перемены печальные, есть обнадёживающие.
Многие традиции, обычаи уходят в прошлое невозвратно. Исчезают, оставляя щемящее чувство грусти свидетельства жизни наших предшественников: старинные колодцы, каменные палатки, постройки прошлого века. Всё больше и больше разрушается старинный бетонный мост, главная достопримечательность нашего села.
И всё же деревня остаётся нашей кормилицей, хранителем народных традиций, истоком мудрости, всего, что близко лежит к земле, к естеству жизни, радости бытия.
Петровское… Здесь мы родились и живём. Заботиться о нем – дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.