Полезная информация

Пользователи
1
Материалы
744
Кол-во просмотров материалов
567526

Село Петровское было основано в 1802 году. Оно возникло как опорный пункт царского правительства в деле колонизации Башкирии одновременно с переселением из центральной России помещиков Крашенинниковых. Помещик Пётр Алексеевич Крашенинников, получив в собственность свободные земли Оренбургской губернии, заселил на них крепостных крестьян из своих владений в Сызранском уезде: Тульской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Самарской, Рязанской, Орловской областей. По имени помещика Петра Алексеевича и было дано название селу «Петровское». Так возникло село Петровское, в народе его называли «Крашенинниково».

Владения Крашенинникова Петра Алексеевича перешли по наследству сыну Алексею Алексеевичу, штабс-капитану, уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском.

Родился Алексей Алексеевич в 1794 году, умер в 1844 году. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской губернии за 1861 год  известно, что наследниками Алексея Алексеевича остались два его сына: Пётр и Алексей.

Пётр Алексеевич учился в Москве в Дворянском институте в корпусе путей сообщения, но курс обучения не окончил. Имел в собственности 148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском. Последнее время служил попечителем девятого попечительства башкирского войска.

Второй сын Алексея Петровича Николай Алексеевич учился в Московском Дворянском институте. Имел 1336 десятин земли в районе села Петровского. Последнее время служил Оренбургским уездным предводителем дворянства.

Сын Николая Алексеевича Василий Николаевич учился в Оренбургском кадетском корпусе и работал в канцелярии Оренбургского губернского представительства дворянства.

В 1866 году в Петровском насчитывалось 119 дворов, а население составляло: мужчин - 295, женщин - 337. Имелось: церковь, волостное правление, 11 кожевенных заводов, 2 мельницы, кирпичный завод, мыловаренный завод, 2 корьедробилки, лесопилка,2 маслозавода, поташный завод, 8 частных гончарных заводов, частные колбасные заводы и хлебопекарни. Проводились еженедельные базары. Здесь можно было выгодно купить сырьё, обменять или продать товар. Село называлось владельческим.

У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей. Крашенинников был очень богат. Село Андреевка было отдано в приданое дочери Марии. Сын Александра Николай - известный писатель-демократ. Многие свои произведения он посвятил нашему селу. Это такие произведения, как «Невозвратное», «К земле обетованной». В них он описывает красоту нашего села, соседней Башкирии до революции. Ведь когда-то граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая на сахар, чай, бусы.

Дочь Александра Крашенинникова, Надежда, живёт в городе Белый Уголь.

Основатель нашего села, Пётр Алексеевич Крашенинников, был похоронен в церковном склепе. Церковь была разрушена во время революции. Сохранилась только могильная плита.

Дом Крашенинниковых стоял на улице Козловка. Это был самый большой дом в селе. К сожалению,  он не сохранился. Был здесь дом и другого помещика, Варганова (бывший детский сад). В Козловке находились чайная, пивная, трактир. Всё это принадлежало торговцам Козловым. Отсюда и название – Козловка. Позднее в этих зданиях открылись кинематограф, изба-читальня, двухклассная школа. По селу протекает река Ассель. Речка наша быстрая и чистая. Говорят, когда–то в ней водилась форель. Река берёт своё начало в Башкирии. Существует легенда об этом названии реки: «Давным-давно жил богатый бай, храбрый джигит и охотник.  У него была красавица дочь Ассель. Она влюбилась в пастуха Альяна, но отец не давал разрешения на свадьбу. От горя Ассель утопилась в реке. А Альян взобрался на высокую гору и бросился в ту же реку. С тех пор люди стали называть речку Ассель, а гору, расположенную рядом, Альянкой.

В центре села находится мост через речку Ассель. Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками и немцами. Сейчас это одна из старых и главных достопримечательностей нашего села. Говорят, когда его строили, то в раствор бетона добавляли сырые яйца, что придавало крепкость. Архитектурный стиль его не похож на остальные мосты в области.

От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы и Козловка, а от неё Оторвановка. Когда-то на Сладкой улице находился небольшой завод, где изготовляли патоку. Завода давно нет, а название улицы осталось.

В давние времена, ещё до революции, в селе было очень много кустарей. Их насчитывалось около 150 семейств: кузнецы, колесники, вальщики, тарантасники, овчинники, бондари, жестянщики, сапожники, шорники, портные, столяры, плотники, стекольщики. Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники, сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве). Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название Кузнечной улицы. Когда-то, много лет назад, недалеко от больницы стоял ряд кузниц. Село Петровское славилось своими кузнецами, которые могли подковать лошадей,  сделать необходимые орудия труда, домашнюю утварь. Кузнец в те времена был первым человеком на селе. Жаль, что сейчас это ремесло ушло в прошлое. Наше село когда-то было в три раза больше. Его называли вторым Оренбургом. Село было торговым центром. Здесь было 20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный, конный и лесной, где продавали бочки, колёса, телеги. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный рогатый скот. В селе было десять скотопромышленников, которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города России. На базары привозили фрукты и пряности из  Средней Азии, рыбу с Аральского моря. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных городов и селений Башкирии, Киргизии. Добирались на лошадях и на верблюдах.

Улица Козловка переходит в Оторвановку. Это странное название улица получила во время строительства села. Само село строилось на казённой земле, то есть государственной. А в Оторвановке люди селились на помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой улицы существует легенда: «Очень давно все жители нашего села ездили в лес за дровами вместе. Но однажды жители этой части села не приехали в срок в назначенное место. Все их долго ждали и, не дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели, что они уже там. Их стали называть «оторванцами», а улицу Оторвановкой.»

Сельская жизнь – дома, дворы, сады, огороды, речка, поля… Череда деревенских забот, обычаи, праздники – всё связывает человека с землёй, с осмысленной жизнью на ней.

Многое в жизни села изменилось. Есть перемены печальные, есть обнадёживающие.

Многие традиции, обычаи уходят в прошлое невозвратно. Исчезают, оставляя щемящее чувство грусти свидетельства жизни наших предшественников: старинные колодцы, каменные палатки, постройки прошлого века. Всё больше и больше разрушается старинный бетонный мост, главная достопримечательность нашего села.

И всё же деревня остаётся нашей кормилицей, хранителем народных традиций, истоком мудрости, всего, что близко лежит к земле, к естеству жизни, радости бытия.

Петровское… Здесь мы родились и живём. Заботиться о нем – дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

Работа ученицы 10-го класса Петровской средней школы Смирновой Елены.

(По воспоминаниям старожила села Богодаровки Полуниной Клавдии Михайловны и материалам краеведческого музея.)

 

История села Богодаровка

Однако, земли эти привольные имели своего хозяина - Дмитрия Кузьмича Крашенинникова, человека известного в Оренбурге. Его владения простирались от устья Большого Ика по его левобережью вплоть до села Преображенского (теперь Зилаира в Башкортостане), в котором находился известный Преображенский медеплавильный завод. Только в после реформенное, связанное с отменой крепостного права в России время, и стали заселяться земли, о которых идёт рассказ.

Первой появилась деревня Богодаровка, за нею хутор Новобогодаровский, деревня Богородская. В их истории много общего и общая у них судьба. Но рассказ о каждом в отдельности.

Архивных документов по истории Богодаровки почти нет. Впервые она упоминается в статистическом сборнике “Список населённых мест Оренбургкой губернии по сведениям 1866 года”, изданного в 1871 году. Значится она на эту дату как владельческая деревня с 15 дворами и проживанием в ней 41 мужчины и 31 женщины. К началу ХХ века в Богодаровке числилось 23 двора и 157 душ населения.

Бывший житель деревни Ляликов Сергей Иванович (1918 - 1997) автору данной статьи рассказал следующее предание о возникновении деревни, услышанное от отца своего со слов деда Андрея Ляликова. Оренбургский помещик (им мог быть один из внуков основателя села Петровского - Николай, Дмитрий, Петр или Андрей) встретился в Москве с тамбовским помещиком по имени Виталий ( фамилию его пока установить не удалось). В свое время владения Крашенинниковых находились на Тамбовщине по соседству с владениями Виталия. Они дружили. Друзья сыграли в карты.  Крашенинников проиграл Виталию 300 десятин земли.

В то время осуществлялась реформа 1861 года по освобождению крестьян от крепостничества. Виталий воспользовался моментом и решил выигранной землей наградить своих крестьян, получивших “ волю”.

Отъезжавших в далекий Оренбургский край крестьян Виталий напутствовал: “ Доедете до большого села Петровского, проедете пять верст налево на мою землю, там и поселяйтесь”. Первым на поселение на своей корове приехал дед С. И. Ляликова Андрей, а с ним еще две семьи Ляликовых. В числе первых поселенцев оказались крестьяне с прозвищами “ Семен слепой”, “ Семен длинный” и Матвей Слащинин. Позднее подъехали братья Павел, Емельян и Тимофей Ивановичи Сухоручкины.

Место, где обосновались тамбовчане, понравилось, они посчитали его божьим даром и деревню официально назвали Богодаровкой, а между собой называли именем бывшего барина Витальевкой. А когда рядом появилась еще одна Богодаровка, к имени Витальевки стали добавлять слова: “старая”, “короткая”.

Заселялась Богодаровка - Витальевка одной улицей, тянувшейся с востока на запад к Большому Ику. От крайних Западных домов на юг начиналось озеро, названное Витальевским. Вдоль Ика тянулся Большой лес. Хлебные поля находились по ручьям Бадраган и Средней речке. Изредка в Витальевку и только в летнее время наезжал из Москвы, где жил постоянно, бывший барин Виталий.

Богодаровцы были дружными, усердно и много трудились, но из- за недостатка земли жили многие бедновато. В дореволюционное время власть в деревне осуществлял староста Тит Иванович Сухоручкин.

В 1919 году в деревне установилась Советская власть. Как и все россияне, крестьяне Богодаровки восстанавливали подорванное войнами хозяйство, мужественно переносили голод 1921 - 1922 годов, активно участвовали в строительстве новой жизни. Большим событием в деревне явилось строительство зажиточным крестьянином Бабенышевым Михаилом Ивановичем паровой мельницы, которая работала на сырой нефти на северном берегу Витальевского озера и открытие в 1929 году начальной школы. Многие годы работала в ней Екатерина Степановна Тучина, урожденная Никульшина. В палатке, принадлежавшей крестьянину Пантелею Бабенышеву, открыли магазин, избавивший жителей деревни от излишней ходьбы или езды за покупками в село Петровское.

Коренным поворотом в жизни витальевцев стал 1930- й год. В канун 13- ой годовщины Октябрьской Социалистической революции в деревне по инициативе коммунистов Тита Ивановича Сухоручкина и Кирилла Ивановича Полунина, комсомольцев Михаила Ивановича Ляликова, братьев Петра и Алексея Семеновичей Слащиных был создан колхоз, названный “13 лет Октября”. Его возглавил избранный председателем Жильников Антон Иванович.

При создании колхоза зажиточные крестьяне( кулаки) Ляликов Филипп Андреевич, его сын Василий и Бабёнышев Михаил Иванович( владелец мельницы) были раскулачены, но не подвергались выселению за пределы деревни.

Колхозники дружно и ударно трудились на полях и фермах. Об их успехах часто писала районная газета “ Знамя колхоза”. Ставший первым комбайнёром в деревне Сергей Иванович Ляликов 18 лет проработал на комбайне в Петровской МТС, а затем в родном колхозе. С хорошими показателями работали трактористы Владимир Кириллович Полунин, Михаил Яковлевич Тучин, Анна Петровна Слащинина, Мария Ивановна Полунина.

В колхозе имелась птицеферма, на которой славно трудились птичницы Клавдия Михайловна и Анна Ивановна Полунины. Хороший доход колхозу приносила пасека, которой заведовал Константин Сергеевич Жильников. За выращивание по 30 центнеров проса с гектара были награждены грамотами Всесоюзной выставки сельского хозяйства Пелагея Яковлевна Барсукова и Анна Максимовна Слащинина. Всю жизнь добросовестно трудился кузнец Дмитрий Михайлович Барсуков.

На разных видах работ хорошие результаты давало женское звено в составе: Марии Маркеловны Ляликовой, Надежды Яковлевны Тучиной, Нины Павловны Сухоручкиной, Марии Прокофьевны Ляликовой, Анны Николаевны Рыбниковой. Звеном умело руководила Пелагея Яковлевна Барсукова.

В колхозе внедрялся травопольный севооборот, культивировались многолетние травы. За хороший урожай люцерны председатель колхоза Карев наркомом земледелия был премирован 300 рублями.

Перед Великой Отечественной войной в Богодаровке насчитывалось около сорока дворов и 160 жителей, все они являлись потомками тамбовцев. Все колхозники дружно работали на полях и фермах. Особенно выделялось ударной слаженной работой звено по выращиванию проса. Звено в полном составе( звеньевая Анна Максимовна Слащинина и члены Пелагея Яковлевна Барсукова, Анна Сергеевна Карева, Пелагея Алексеевна Люблина и Евдокия Ивановна Сухоручкина) было участником ВСХВ 1940 года. Звено собрало по 30 ц. Проса с гектара. Все они были отмечены грамотами выставкома.

Грянула война. Мужчины ушли на фронт, где мужественно защищали Отчизну. 22 жителя деревни на полях сражений сложили свои головы. В их числе офицер, участник войны с Финляндией, работавший председателем колхоза, Егор Иванович Барсуков. Он погиб в бою за город Великие Луки.

Оставшиеся в тылу старики, женщины и подростки в неимоверно трудных условиях вели колхозное производство, давая продукты питания фронту, отправляли воинам тёплые вещи, вносили деньги в фонд обороны. Все трудились по-фронтовому. Многие из них были названы выше. Всем им после войны вручили медали “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г”.

Колхоз “13 лет Октября”, которым руководил фронтовик-инвалид Алексей Яковлевич Тучин, преодолев трудности послевоенных лет, наращивал производство зерна и продукции животноводства.

В связи с компанией по укреплению мелких колхозов в 1950 году колхоз”13 лет Октября” слился с колхозом “Родина” села Петровского. С возникновением тенденции о неперспективности малых населённых пунктов, а Богодаровка именно таким являлась, жители её стали разъезжаться по другим местам. Некоторые переехали в Петровское и Саракташ, а иные в разные города. К 1968году в деревне оставалось уже только три двора. Две семьи - Ляликова Сергея Ивановича и Полунина Владимира Кириловича - в том же году навсегда оставили родную Богодаровку, а в 1969 году покинул её и последний житель - Ляликов Трофим Никитович.

БОГОРОДСКИЙ

В справочнике о населенных пунктах Оренбургской губернии за 1866 год была упомянута владельческая деревня Богородская и в скобках, что означает другое название, Кебяки, в которой числилось на данный год 18 дворов. В деревне проживало 43 мужчины, 55 женщин. В справочниках издания Оренбургской области за 1960 и 1968 годы деревня Богородская уже значится поселком.

Есть все основания полагать, что возникновение деревни связано, как появление и Витальевки, с реформой по освобождению крестьян от крепостной зависимости, когда землевладельцы (помещики) обязаны были своих освобождавшихся крестьян обеспечить земельными владениями. Так же не без основания можно считать, что заселение Богородской деревни шло за счет переселения « свободных» крестьян помещиков Крашенинниковых из села Петровского, ровно, как и с Тамбовской и Самарской губерний, из которых приезжали переселенцы.

С тех давних лет дошло и еще одно предание, что первыми на жительство в будущую Богородскую приехали из-под Бреста (Белоруссия) Василий и Андрей Полунины.

Росла деревня медленно. В 1900 году она насчитывала 22 двора и 171 жителя. Прирост шел как за счет рождающихся в самой Богородской, так и за счет приезжающих переселенцев. Установлено, что в 1877 году из Самарской губернии приехала семья Василия Лапина. В семье был трехлетний мальчик Павел 1874 года рождения. Будучи уже взрослым, он, Павел Васильевич Лапин, служил в царской армии и принимал участие в русско–японской войне 1994 – 1905 годов. За храбрость, проявленную в боях, был награжден тремя георгиевскими крестами и двумя медалями, что дало ему основание заслужить унтер – офицерский чин. Умер Павел Васильевич в 1960 году в Саракташе. Внук его, бывший агроном и партийный работник, ветеран войны, пенсионер Лапин Петр Федорович сейчас проживает в Саракташе. У георгиевского кавалера здравствуют ныне правнуки и праправнуки. Это славная трудовая династия.

Застраивалась Богородская деревня одной улицей на юго–востоке от хутора Новобогодаровского в направлении села Петровского. По середине улицы проходила дорога из Петровского. К северо–востоку находились луга. А на юго–западе, вокруг Репьевского и Ужиного озер – Барский лес. Улица в летнюю пору, всегда поросшая травой–муравой, казалась зеленым ковром.

Однако живописность местности не спасала жителей деревни от темноты и невежества. Отсутствие школы и медпункта давало простор для господства суеверий. Лишь немногие дети зажиточных крестьян могли учиться в Петровской школе. Преобладала посконная одежда, а основным видом обуви были лапти. И все же, отличаясь исключительным трудолюбием, богородцы умели обеспечивать себя хлебом. Ввиду недостатка свой земли, чтобы всегда иметь свой хлеб, они арендовали землю у андреевских богачей. В хороших дружеских отношениях находились богородцы с башкирами близлежащих деревень.

Много перемен в жизни внесла установившаяся в 1919 году Советская власть, организуя преодоление трудностей послевоенного времени и голода 1921 – 1922 годов. Сельский совет и местные коммунисты Бобров Федор Дементьевич, Ляликов Александр Кириллович и другие много делали для ускорения подъема сельскохозяйственного производства, а также повышения культурного уровня крестьян. Инициативно работали и комсомольцы Федор Полунин, Василий Иванищев, Тимофей Земляков. Они проводили культурно – массовую работу по ликвидации неграмотности среди односельчан.

Богородские дети учились в начальной школе, находившейся с соседнем Новобогодаровском  хуторе. Своя школа открылась только  в 1938 году заботами колхоза. Заведовал школой учитель Филатов. В 1948 году учительствовали Николай Евсеевич Тарнавский и Александр Петрович Чумаков, перед самой войной – Иванищева Мария Андреевна. Многие дети получали семилетнее и среднее образование в Петровской средней школе.

В конце 20–х годов несколько дворов из деревни переселились на северный берег Репьевского озера и основали свой хутор под названием Репьевка. Но, испытав много неудобств, в период половодий и распутиц, вернулись обратно на свои прежние места.

В селе Богородском люди в основном занимались земледелием, пахали на лошадях и коровах. Сеяли подсолнечник, пшеницу, ездили на элеватор, работали  в поле спозаранку дотемна.

Значительные перемены в крестьянской жизни вызвало в 1930 году создание колхоза. Общим собранием жителей было решено колхоз назвать «Зарей», а председателем  выбрать Жарина Игната Михайловича. Он умело руководил колхозом, переименованным вскоре в колхоз « Путь Ленина». В 1938 году его преемником стал Иванищев Василий Андреевич.

Успехи колхоза часто отмечала районная газета «Знамя колхоза». Работали здесь настоящие труженики земли. Умело водили по полям тракторы первые трактористы Митюшников Михаил Капитонович и Лапин Иван Гаврилович, ставший затем и комбайнером. Любое дело горело в руках колхозниц–ударниц Лапиной Валентины Ивановны и Тучиной Марии Тихоновны. Не уступала им Лапина Екатерина Ивановна.

Вот, что писала газета «Знамя колхоза»: «В 1937 году колхоз «Путь Ленина» вырастил хороший урожай, своевременно закончил уборку и  первым в области вспахал зябь. Колхозники получили на каждый трудодень по 9 килограммов хлеба. В каждом дворе – коровы, свиньи, птица. Раньше, например, Константин Икрянников жил в беспросветной нужде, а сейчас стал зажиточным. Он - член правления и заместитель председателя колхоза».

В колхозе продуктивно работали звенья по выращиванию проса и выращиванию подсолнуха. Звеньевые и члены звеньев, а также председатель колхоза Иванищев Василий Андреевич и конюх Жаринов Иван Матвеевич являлись участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года. Кроме того, А. П. Денисова, получившая с 21 гектара по 12 центнеров подсолнуха, и её звено областной комиссией были премированы деньгами.

Большую роль в развитии колхоза играла хата-лаборатория, возглавляемая Т. П. Лапиным, который также являлся участником ВСХВ. Немалый доход сельхозартели давал огород площадью 4 гектара, на котором специальное звено выращивало картофель, капусту и другие овощи.

В почете были деревенские бондари Полунины Степан Андреевич и Федор Васильевич, делавшие для колхоза и односельчан дубовые кадушки, бочки, лагуны. Они выполняли заказы на изготовление такой продукции и из других деревень и сел. Вся плотницкая работа в колхозе была тоже за ними.

Немало вышло из поселка достойных и уважаемых людей. Один из них – заслуженный ветврач России Н. Ф. Полунин, проживавший в последствии в Екатеринбурге.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для богородцев.

В первый год войны политрук-пограничник Иванищев Иван Павлович геройски погиб под городом Брестом, а капитан В. К. Иванищев погиб при защите Севастополя. Колхозный бригадир Ф. П. Лапин ушел на фронт с первых дней войны. Был ранен, приезжал на поправку домой, затем оказался на Волховском фронте. Домой написал: «Страна мне доверила станковый пулемет…» Больше вестей не поступало, сложил голову. Учитель Ф. С. Полунин воевал летчиком. Всего на различных участках фронтов воевало 43 богородца. 24 из них  не вернулись домой.

И пока шла война, ни на один день, ни на час не останавливалась колхозная работа. Не покладая рук, трудились старики, женщины, подростки.

Широко по району шла слава о трактористах братьях Константине Лукъяновиче и Андрее Лукъяновиче Икрянниковых, что называется не выпускавших из рук рулей. Позже, в 1957 году они были награждены орденами « Знак Почёта». В суровые военные годы за руль трактора сели Полунин Михаил Фёдорович, Лапин Иван Гаврилович (он же и комбайном управлял), 14-летним подростком Иванищев Николай Васильевич. Все они показывали достойные похвалы образцы в работе. От них за рулём трактора не отставали эвакуированные минчанин Евгений Константинович Стасилевич и ворошиловоградец Нестеренко Анатолий Петрович. В 1942 году юной девушкой стала управлять трактором Валентина Алексеевна Скопинцева. Тракторную бригаду возглавлял опытный тракторист Митишников Михаил Капитонович.

На славу трудились колхозницы Полунина Евдокия Павловна, Иванищева Нина Алексеевна. Тучина Мария Тихоновна, Денисова Анастасия Павловна, Лапины Валентина Ивановна и Екатерина Ивановна.

Не хуже мужчин справлялись с руководством колхоза председатели женщины – Лапина Пелагея Семёновна и Полунина Василиса Тимофеевна.

Не только трудом, но и рублём, тёплой вещью, посылкой на фронт с домашними печеньями и махоркой помогали богородцы фронту. Решением колхозников в фонд обороны страны передано 150 пудов зерна и 2 головы крупного рогатого скота. Каждый колхозник обязался отчислять по 2 трудодня до полного уничтожения врага. В сентябре 1941 года колхоз выделил 25 килограммов шерсти на валенки для воинов.

Газета «Знамя колхоза» 19 октября 1941 года сообщала, что 70-летний колхозник т. Лапин П. В. сдал одну пару валенок, шубу, шапку, варежки и одну овчину. Он заявил, что у него два сына и приложит все силы, чтобы разгромить гитлеровских бандитов. Следуя примеру старика, колхозники сдали для фронтовиков тёплые вещи.

После войны колхозники и вернувшиеся солдаты  поднимали своё хозяйство. И это им удалось осуществить за короткий срок.

Но подступала к посёлку беда. Его объявили неперспективным…

Последними покинули Богородский посёлок семьи Н. С. Гаситского и Ивана Гавриловича Лапина в конце 1966 года. В истории деревни была поставлена последняя точка. Только продолжает радовать глаз райский уголок земли, где люди жили совсем недавно. Грустно? Конечно, грустно…

Если хочешь узнать душу человека, нужно побывать на его родине.

 

МАРЬЕВКА

Марьевка была основана в 1862 году в 8 км от села Петровского и 2 км от села Андреевки. Деревня владельческая. Из книги: «Списки населенных мест Оренбургской губернии» (издательство 1901 года) в деревне насчитывалось дворов 71, жителей 339. Дворы располагались в один порядок вдоль речушки Абдраган. Село названо по имени девушки Марии. В простонародье его называли Бадраган. Окружали его горы и луга. Одна из гор деревни Марьевки названа Рожновой горой по имени одного зажиточного крестьянина Рожнова Григория, дом которого стоял на этой горе. Марьевка отличается многотравьем лугов и небесной синью. Здесь 4 ноября 1922 года родилась Свинухова Мария Васильевна. Отец Свинухов Василий Леонтьевич работал в колхозе разнорабочим, занимался строительством, ремонтом колхозных баз, заготовкой дров. Мать Свинухова Стеша Леонтьевна работала вместе с другими женщинами на колхозных огородах: сажала картофель, морковь, капусту. В семье было 4 детей: Василий - 1918 год рождения, Мария – 1922 г. р., Николай - 1926 г. р. и Рая – 1929 г. р. Родители держали небольшое хозяйство: корову, овец, кроликов и кур. С 9 лет Мария Васильевна пошла в школу. Школой служил дом зажиточного крестьянина Рожного, отнятого у него во время раскулачивания. Школа была небольшая – трехлетка. Первой учительницей школы была Евгения Тимофеевна. После Евгении Тимофеевны учителем начальных классов работал Слащинин Константин Андреевич. Третьим учителем начальных классов была Бабенышева Анна Васильевна. Дальше до 7 классов дети учились в селе Андреевка. Возвращались в родную деревню. Устраивались работать на ферме, на колхозных огородах. Ферма и кузница находились рядом с Рожновой горой. Молодые девушки любили посиделки: часто собирались с прялками и веретенами. Работали и пели песни. Вечерами молодежь гуляла по улицам села. Танцевали и пели песни под гармошку и балалайку. Деревня славилась гармонистами. Это Свинухов Николай Тимофеевич, Свинухов Николай Павлович, Андронов Алексей Петрович, Рожнов Михаил Григорьевич, Рожнов Петр Михаилович, Рожнов Егор Михаилович. Жизнь сельчан можно было бы назвать безоблачной и даже счастливой, если бы не война. Тогда, проводив на фронт своих мужей и сыновей, женщины взвалили на свои плечи всю мужскую работу. В архивном фонде Саракташского райисполкома в акте вручения медалей за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 значится трактористка Петровской МТС товарищ Свинухова Мария Васильевна (акт от 5. 07. 1946 г.). Женщины ждали своих близких и верили в победу, приближая ее своим героическим трудом. В 1941 году ушли на фронт все мужчины, в том числе и семнадцатилетние юноши. Молодые ребята не вернулись, числятся без вести пропавшими. Одним из них был Николай Иванович Рожнов 1924 года рождения, старший сын Рожнова Михаила Григорьевича и Кузнецовой Аграфены Ивановны. Сам Рожнов Михаил Григорьевич пришел с войны раненый. Эти серьезные фронтовые раны повлияли на его недолгую жизнь. Дома его ждали жена и оставшиеся трое детей: Петр – 1927 г. р., Егор – 1932 г. р., Клавдия - 1932 г. р. Михаил Григорьевич работал бригадиром и охранником зернохранилища. Аграфена Ивановна работала дояркой. Тяжелая работа и потеря сына сказалась на ее здоровье. В 1953 году она умирает от сердечной недостаточности, а через год уходит из жизни и Михаил Григорьевич.

В деревне Марьевка в 1955 году насчитывалось 27 дворов, была начальная школа, клуб, кузница, «общий» двор, базы для содержания скота, конюшни, складские помещения, ток. Большое значение имел Марьевский мост через горную речку Абдраган. Летом школьники от 7 до 10 лет вместе с учительницей пололи траву у моста. Была традиция всей деревней провожать ребят в армию до моста. Проводы в армию и вечерки проходили в правлении. Правление находилось во второй половине здания школы.

Марьевка объединилась с колхозом села Андреевка, председателем колхоза был Глебов Иван Васильевич, счетоводом Свинухов Александр Тихонович, бригадиром Житенев Гаврил Ксенофонтович. Позже колхоз объединился с колхозом «Родина», где председательствовал Губич Николай Леонтьевич.

Взрослые ухаживали за скотом, трудились на сенокосе, сеяли, убирали хлеб, обрабатывали землю. Скотниками работали Есин Алексей, Свинухов Яков Дмитриевич, Кедровы Алексей и Михаил, Бермешев Иван и другие. Всю жизнь проработали на тракторах, сначала на колесных, а потом на ДТ-75 Гумбин Максим Петрович и Верещагин Михаил Маркович. Позже в деревне появился грузовик, водителем которого был молодой и красивый парень Свинухов Николай Павлович.

В кузнице трудился инвалид ВОВ Свинухов Евстафий Леонтьевич.

В начальной школе учила детей Рожнова Анна Васильевна.

Был в деревне магазин на дому, продавцом которого работала Свинухова Клавдия Андреевна.

В клуб иногда приезжала кинопередвижка из Андреевки, и Тучин Николай Иванович крутил фильмы. А Бабенышева (Рожнова) Анна Васильевна читала строчки.

Воду все жители деревни брали из родника, который так и называли «Хороший», были еще и соленые, из них поили скот. Вокруг Марьевки были засеяны поля просом, пшеницей подсолнухом. Пололи вручную.

Дети в летнее время работали наравне со взрослыми на сенокосе, на прополке колхозной свеклы, уборке урожая, на току, на подвозе зерна от комбайнов и на элеватор в Саракташ: разгружали лопатами машины. За день работы в колхозе каждый получал со склада кладовщика Свинухова Александра Тихоновича по 200 г гречневой, пшеничной, овсяной или просяной муки на затируху.

Электричество в деревне не было, только радио. В период укрупнения хозяйств Марьевка, как неперспективная деревня, перестала существовать. Началось массовое переселение жителей. Люди разъезжались по городам области и на центральную усадьбу. Так к концу 60–х от Марьевки осталось кладбище да заросли кленов на усадьбах.

Летом 1999 года на Кузнецовой горе установлен памятный знак Марьевке, некогда большой, красивой, дружной деревне.

Хутор Новобогодаровский


Под таким названием хутор включен в статистический сборник "Списки населенных мест Оренбургской губернии" издания 1901 года по данным за 1900 год. Оно дает основание считать его возникшим в конце XIX века, когда в Оренбуржье еще продолжали прибывать на жительство бывшие крепостные из Тамбовской губернии. Новоселы обустраивались одной улицей отдельно от Богодаровки (Витальевки старой, короткой), к югу от ее западной окраины за Витальевским озером, в так называемой Ассельской пустоши. К новому XX веку на хуторе было 39 дворов и 244 человека жителей. Кроме официального названия хутор именовали Новой Витальевкой, а за протяженность улицы - Длинной Витальевкой. С востока Новобогадаровский окаймлялся озером, пересекающим на юге хутор с востока на запад. Витальевское озеро заканчивалось тремя родниками. За западным порядком хуторской улицы простирался Большой лес, омываемый Большим Иком.

 

По-разному жили хуторяне. Были здесь бедняки, среднего достатка крестьяне и зажиточные, или кулаки в зависимости от количества купленной земли, которую уже продавали петровские помещики Крашенинниковы. А Жильников Семен, например, являлся даже купцом 1-й гильдии. Он умер в 1922 году. Как бы стороной обошли хутор годы революций и войн. Правда, некоторые хуторяне являлись участниками гражданской войны. Так, на стороне красных воевал Устим Захарович Чуфистов. Будучи в партизанах, после ранения вернулся домой. В августе 1919 года на территории Саракташского (тогда Петровского) района гражданская война закончилась и начала восстанавливаться советская власть.

 

Хутор Новобогадаровский стал центром одноименного сельского совета, обслуживавшего также Богодаровку и Богородскую деревню. При сельском Совете действовала территориальная партийная ячейка, в которой стояли на учете члены РКП (б) Степан Павлов, Василий Прокофьевич Кипчатов и Федор Дементьевич Бобров. В здании сельского Совета размещалась также изба-читальня, обслуживающая все три населенных пункта сельсовета. Заведовала избой-читальней и добросовестно выполняла свои обязанности Полунина Валентина Евдокимовна. Собрания крестьян, концерты самодеятельности, киносеансы и другие культурно-просветительные мероприятия проходили в школе. За повседневными покупками хуторяне ходили в соседнюю Богодаровку, а если требовались покупки чего-либо значительного, то ездили в Петровское.

 

Подошел 1930 год. В сельском хозяйстве страны проводилась коллективизация. В Новобогодаровском в основном крестьяне к коллективизации отнеслись доброжелательно и на общем собрании решили создать колхоз. Название ему дали "Пролетарий", первым председателем избрали Жильникова Ивана Семеновича. Затем он стал механизатором-трактористом и комбайнером. На посту председателя его сменил Василий Михайлович Закомолдин. Используя временные организационные трудности только что созданного колхоза, кулаки Ефрем, Василий и Федор Закомолдины призывали колхозников выйти из колхоза, за что решением исполкома сельского Совета они были раскулачены. Четвертый хуторянин из кулаков подвергся репрессии, будучи председателем Пречистенского сельского Совета. Некоторые новобогодаровцы, занимаясь земледелием, имели еще какое-либо ремесло. Так Чернецов Степан славился хорошим сапожником, Банников Александр - шорником, Бобров Тихон - плотником, а Тютьков Василий Матвеевич всю жизнь оставался бессменным пастухом. С возникновением колхоза, с применением в сельском хозяйстве сложных сельхозмашин появились новые специальности - тракторист, комбайнер, шофер. Хорошо зарекомендовали себя на колхозной работе трактористы Жильников Михаил Иванович и Евграфов Василий Петрович, комбайнерка Александра Ивановна Жильникова. Ударницами колхозного труда являлись многие женщины: дочь красного партизана Чуфистова Дарья Устиновна, Закомолдина Екатерина, Кипчатова Марфа, Бобровы Мария и Христина, Тютьковы Мария и Агафья. В конце 30-х годов и в первые военные годы одним из лучших председателей сельских Советов в районе считался Федор Дмитриевич Бобров. Он также являлся активным селькором районной газеты "Знамя колхоза". Находясь на срочной службе в Красной Армии на Дальнем Востоке, уроженец хутора К. К. Закомолдин в 1938 году участвовал в боях с японцами у озера Хасан.

 

Трудными для хутора и колхоза "Пролетарий" явились послевоенные годы, но колхозники делали все, чтобы быстрее поправить хозяйство. Они не только выращивали хлеб и производили животноводческую продукцию, но и вели строительство. Кроме производственных объектов за свои колхозные деньги в 1950 году построили новое здание школы, в чем была заслуга председателя сельсовета Раисы Андреевны Земляковой. Но с этого года, когда произошло укрупнение колхозов Новобогодаровского сельсовета с колхозом села Петровского, начался и разъезд хуторян в другие места жительства. Последними в 1965 году распрощались с хутором Жильников Степан Константинович и Бобров Василий Васильевич. Хутора не стало.

Хутор Петровский

Хутор Петровский был основан в 1870 году. Он находился в 4–х км к западу от села Петровского, в устье реки Ассель при слиянии с Большим Иком. Его основатели были первыми свободными людьми, которые получили землю в аренду от помещика Петра Алексеевича Крашенинникова. Это были люди, которые не боялись труда и любили землю. Среди них: Евгений Сморчков, Калин Беликов, Корней Щетинин, Абрам Попов, Василий Щетинин и их жёны.

Они обжили хуторок. Здесь родились Фёдор Емельянович Попов, Мария Николаевна Попова, Никита Калинович и Анна Гордеевна Беликовы, Фёдор и Анна Сморчковы, Алексей Евстеевич и Мария Сморчковы.

Довоенный хутор Петровский был небольшим – 40 дворов. Дома располагались двумя улицами, носившими названия Большой хутор и Малый хутор. Здесь было очень красиво! Поселение огибала речушка – отвод от реки Ассель. За домами огороды, недалеко – лес и речка Ассель, где купались дети и взрослые. В Асселе водилось много рыбы. Ловили её круглый год.

Во время коллективизации почти все хуторяне записались в колхоз. Это было в 1927 году. Все, что имелось у крестьянина из сельхозинвентаря, собиралось вместе. Была создана товарищеская коммуна. Колхоз имени Максима Горького был из небольших. Первым вступил в колхоз участник империалистической войны Попов Семен Абрамович.

В колхозе из года в год улучшался урожай, неплохо обстояли дела и с животноводством. Большою радостью для колхозников было приобретение колесного трактора. Все радовались железному коню, ведь трактор был большим подспорьем в проведении полевых работ в сжатые сроки. Хуторяне стали лучше одеваться и обуваться. Исчезли лапти. Открылся магазин. Бывшая дача барина Трубникова была отдана детям под школу. Вручную мужчины и женщины копали ирригационные канавы. По хутору была вырыта канава, которая поддерживала жизнь хуторян.

По вечерам, после работы, в тёплое время года готовили ужин прямо на берегу этой канавы. Кругом дымок от костров, ужинали и отдыхали от забот прямо здесь, где готовили. Соседи между собой очень дружили, помогали друг другу. Да и весь хутор был родным. Все дружно трудились в колхозе и дома. Без песни не обходилось. Песни сопровождали жизнь хуторян: веселые и величавые, печальные и раздольные. А какая песня без гармошки! Известным гармонистом на всю округу слыл Лекандр Берлев. Недаром хуторских звали «огнёвцами». Председателем колхоза был Василий Терентьевич Горин. Это был душевный человек и строгий руководитель. Боролся Василий Терентьевич за дисциплину в колхозе. Если увидит пьяного на улице или на работе, созывает всех, чтобы поговорить с провинившимся. После такого разговора немногим хотелось быть нерадивыми.

Посреди хутора стояли школа и правление. Школа была до 4 класса, потом продолжали учебу в селе Петровском. Зимой жили в интернате, летом ходили в школу пешком.

В школе учились, и она же служила клубом, куда сходились всем хутором, когда привозили кино из села Петровского. Киномеханик Саша Марусев гнал немое кино, а сам рассказывал содержание. Прежде чем показать кино, подбирали здоровых мужчин, чтобы крутить динамо для выработки света.

Во время престольного праздника – Казанское (4 ноября) все хуторяне ходили в гости и были рады друг другу. Вместе праздновали Новый год, Рождество, Пасху, 1 мая и другие праздники.

Как гром среди ясного неба по хутору в один миг пролетело страшное слово: «война». Всю ночь люди не спали. Собаки выли, будто волки. Разве забудешь все это? Но особенно хуторянам запомнилось утро. К правлению колхоза почти из каждого двора пошли мужчины с котомками. Рядом шли старики, женщины и дети. Как и полагалось, провели митинг. На нем с напутственным словом выступил инвалид империалистической войны Семен Абрамович Попов, который провожал на фронт двух своих сыновей Федора и Василия.

- «Дорогие сынки!» – сказал С. А. Попов. –« Враг жесток и коварен. Я испытал это на себе. Но вы не бойтесь этого зверя, будьте героями нашей Родины. Уничтожайте врага и с победой возвращайтесь домой».

Вскоре потянулись подводы с мобилизованными из  Богородского, Витальевки, Петровского. Начались проводы. Мужчин увозили в Саракташ в военкомат. К осени 1941 года из мужчин, кроме стариков, никого не осталось. С. А. Попов всю войну возглавлял колхоз « 15 лет Октября». В. С. Сухоручкин, Р. З. Аксенов, Н. В. Щетинин, Ф. Е. Попов, Н. Беликов и другие помогали колхозу из последних сил. Всю тяжесть работы в тылу взвалили на себя женщины. Анастасия Михайловна Сухоручкина была бригадиром, Анастасия Ивановна Попова – звеньевой. В зимнее время женщины пекли ржаной душистый хлеб и отсылали на фронт. Женщины Аксинья Попова, Анастасия Попова, Евдокия Щетинина, Валя Моисеева работали за мужчин, ночами вязали носки и варежки для солдат фронта. Шла война. Были большие трудности. В деревне остался один мужчина – Александр Попов, который работал на тракторе и на молотилке. Но и его взяли на фронт, где он и погиб.

Анастасия Ивановна Попова возглавляла звено овощеводов. В этой должности она проработала 19 лет. Во время уборки урожая женщины садились на лобогрейки. Помогали мальчишки – Коля Корчагин, Вася Щетинин, Миша Корольков и одиннадцатилетние девчушки – Таисия Боловина (Попова), Мария Щетинина (Попова), Таня Щетинина (Соколовская), Женя Сморчкова. Это они вместе с женщинами вязали снопы, крутили веялки, работали на огороде. Трудились от темна до темна. Нелегко было, особенно на лобогрейке. Не зря же ей такое название дали. Скотина не выдерживала, её меняли. А люди только местами менялись: один подсовывает с полка двойчаткой неподъемные копны срезанного хлеба, а другой управляет лошадьми, и наоборот. По 4 – 5 гектаров, а порою и больше скашивали. Бедные женщины не успевали вязать снопы, не поспевал и комбайн СЗК обмолачивать снопы, которые скошенными оставались на зиму. Мороз, стужа или вьюга такая, что вольного света не видно, а женщины шли к снопам, зная, что хлеб нужен для фронта. Люди ходили почти раздетые и босые. Опять обулись в лапти, которые плели старики. Все-таки не босиком. Холод и голод одолевали с трудом, но не унывали. Песни помогали преодолевать тяжкую долю. Да подпитывались мыслями о том, что своим трудом кормим родную армию, делаем все возможное для победы.

Каждый день почтальон приносила почту, одни радовались  письмам, другие получали страшные известия о близком человеке – убит или пропал без вести. Сходились всей деревней к тому дому, куда пришло горе. Много слёз было пролито. Почти в каждой семье были погибшие на фронте. У Анастасии Ивановны Поповой погиб муж. С. А. Попов потерял трех сыновей. По трое сыновей отдали войне Терентий Горин, Александр Копылов.

Многие хуторяне после войны были награждены медалями за доблестный труд. Но какими медалями и орденами измерить ту боль, что нанесла война? Горечь утраты близких и родных людей смешалась с радостью Победы. На фронт ушло 50 человек, 30 из них погибло, остальные вернулись израненными.

Но, несмотря на свои раны, люди начали работать в родном колхозе. Жизнь опять стала налаживаться. Работали ночью и днём. Председателем колхоза был Семён Абрамович Попов, хороший хозяин. Совсем неграмотный, но дела вёл неплохо. Документы оформляла молодая эвакуированная женщина Клава, так её все звали.

Жили и работали, сдавали хлеб государству. Возили зерно в Саракташ на элеватор на быках и лошадях. На току заведовал Никандр Иванович Берлев. Бывало, как находит дождь, а люди уже разошлись по домам, Никандр Иванович бил в колокол, который стоял посреди общего двора и все бежали кто с чем, чтобы убрать пшеницу.

В колхозе сеяли огород. Там работали бабушки и подростки. Уважаемой огородницей была тётя Оля Копылова. Выращивали лук-севок, лук-репку, табак.

Насчитывалось уже более 53 дворов. В колхозе появились трактора, сеялки. Для молодежи вскоре построили клуб. У людей во дворах появилась скотина. Похорошели дома. Добились повышения урожайности хлеба. Большая подмогу получали от овощеводства.

Только люди вздохнули, как ещё одна разруха – укрупнение колхозов – 10 колхозов слились в один большой. Колхоз «15 лет Октября» соединили с колхозом «Правда». В 60-х годах хутор был признан неперспективным. Закрыли школу, перегнали на центральную усадьбу  лошадей и коров (150 голов). Свинарник полностью изолировали, а ведь держали до 500 свиней. Люди стали оставлять обжитые места, где познали и пережили горе и радость. В 1967 году хутор прекратил свое существование.

Жизнь заставила покинуть этот райский уголок, который в разные времена года был прекрасен по-своему. Цветение черёмухи под окном, полевые цветы, запах скошенного сена – это не забудется до последней минуты жизни.

Сейчас хутора Петровского уже нет. Нет ни единой постройки. Остались лишь некоторые участки когда-то ухоженных садов. Весь хутор перепахан…

Вот так же перепаханы души и сердца людей, которые когда-то жили здесь и были счастливы. Боль о разрушенном родном месте, где жили и деды, и родители, остаётся в сердце каждого хуторянина.

По разным местам разъехались хуторские семьи. В селе Петровском сейчас живут семьи Соколовских, Щетининых, Барсуковых, Боловиных, Поповых,  Никулиных, Дмитриевых.

В Саракташе обосновались семьи Ростовых, Ткаченко, Карпухиных, Щетининых, Соколовских.

Некоторых судьба забросила совсем далеко от своей родины. Они живут в Днепропетровске, Башкирии, Оренбурге, Орске…

Приезжая к могилам своих родных, хуторяне вспоминают  родной счастливый уголок – хутор Петровский.

Хуторяне – «огневцы» не могли не откликнуться на начавшуюся акцию по увековечению памяти исчезнувших сёл. Глава администрации Петровского сельского совета Барсуков Александр Алексеевич, уроженец хутора Петровского был инициатором этой акции. Его инициатива была дружно поддержана. Начался сбор средств на изготовление памятного знака. Помимо внесения денежных средств, обдумывали вопросы об ограждении памятного знака, решали дополнить памятный знак мемориальной плитой с именами павших в Великой Отечественной войне.

Назначенный день установки знака – на день Троицы – пришлось отложить в связи с проливным дождем. Но через неделю стар и мал, собрались у здания администрации. В двенадцать часов дня хуторяне выехали на место установки памятного знака. Барсуков А.А. попросил старожилов рассказать о хуторе и о том, как жилось и работалось в нём. Карпухин П.Н. захватил с собой камеру, чтобы снять это трогательное мероприятие. Знак установлен, плита прикреплена, оградка на месте. Теперь дело за песней. Участники художественной самодеятельности запели песню «Деревенька моя». На глазах у всех были слезы.

Затем на широкой зелёной поляне был накрыт богатый стол…

Хуторянами было решено ежегодно на день Троицы собираться у памятного знака «Хутор Петровский».

В живописном месте на берегу реки Ик расположилась деревня Екатериновка. Её окружал зелёный лес. Чудный воздух, река Ик - всё радовало жителей. Трудности начинались весной, когда Ик выходил из берегов и затоплял всю деревню, так что добираться на ферму и обратно домой приходилось на лодках. Но вода спадала, всё высыхало и вставало в свое русло.

В сельском клубе раз в неделю показывали кино. Рядом с деревней стояла ферма. Коров доили вручную. Это был нелёгкий труд, но люди не жаловались. Работали без выходных и отпусков. Летом косили сено, качали мёд (у многих была своя пасека), запасались ягодами, целебными травами. Ягоды было очень много, так что даже в обеденный перерыв женщины успевали набрать целые вёдра. Особенно много было черёмухи, её сушили, мололи, пекли вкусные пироги, а излишки продавали на базаре в селе Петровском. Школа была только начальная, и дети вынуждены были ходить учиться в соседнее село Андреевку. Некоторые жили в интернате, а на выходные приезжали домой. Женщины ездили в Андреевку стричь овец.

В трудные военные годы, когда почти всех мужчин забрали на фронт, основная тяжесть легла на женские, детские и стариковские плечи.

Все помогали фронту: вязали варежки, носки, посылали посылки. После войны вернулись не многие. Жилось трудно, выручало домашнее хозяйство, а оно было очень большое.

Екатериновка раньше называлось Акбашево, это была башкирская деревня. А потом башкиры продали землю переселенцам из Саратовской области. Первый колхоз, который был организован в селе Екатериновка, назывался «Вторая пятилетка», его организатором был Митрофан Кузьмич Дмитриев, затем были председателями Глебов Иван Васильевич, Трофимов А.В. Они были очень трудолюбивыми, переживали за колхоз.

Учителями в начальной школе были Валентина Елисеевна Мельникова-Кружалова, А.А. Свинухова, Надежда Васильевна Лукьянова-Грачева, Елизавета Васильевна Филиппова. В селе было вначале только радио. В 1965 году по инициативе Баландина, 1-го секретаря обкома партии, из Оренбурга привезли передвижку, и в селе загорелась первая лампочка. Первым мотористом-электриком был Булдаков А.Н.. В 1927 году в селе было 35 дворов, а когда начались укрупнения колхозов, в Екатериновке уже было 60 дворов. Скот угоняли в села Андреевку и Петровское. Люди уезжали в основном в города к детям или же в соседние сёла. Последним уехал лесник Трушин Пётр Алексеевич. Село Екатериновка перестало существовать.

Жители Екатериновки трудно привыкали к новому месту жительства. Осталось от деревни старое кладбище в лесу. Каждое лето на Троицу бывшие жители Екатериновки приезжают на кладбище, чтобы отдать дань памяти своим родным.