Муниципальное образование Петровский сельсовет Саракташского района Оренбургской области
Село Петровское было основано в 1802 году. Оно возникло как опорный пункт царского правительства в деле колонизации Башкирии одновременно с переселением из центральной России помещиков Крашенинниковых. Помещик Пётр Алексеевич Крашенинников, получив в собственность свободные земли Оренбургской губернии, заселил на них крепостных крестьян из своих владений в Сызранском уезде: Тульской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Самарской, Рязанской, Орловской областей. По имени помещика Петра Алексеевича и было дано название селу «Петровское». Так возникло село Петровское, в народе его называли «Крашенинниково».
Владения Крашенинникова Петра Алексеевича перешли по наследству сыну Алексею Алексеевичу, штабс-капитану, уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском.
Родился Алексей Алексеевич в 1794 году, умер в 1844 году. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской губернии за 1861 год известно, что наследниками Алексея Алексеевича остались два его сына: Пётр и Алексей.
Пётр Алексеевич учился в Москве в Дворянском институте в корпусе путей сообщения, но курс обучения не окончил. Имел в собственности 148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском. Последнее время служил попечителем девятого попечительства башкирского войска.
Второй сын Алексея Петровича Николай Алексеевич учился в Московском Дворянском институте. Имел 1336 десятин земли в районе села Петровского. Последнее время служил Оренбургским уездным предводителем дворянства.
Сын Николая Алексеевича Василий Николаевич учился в Оренбургском кадетском корпусе и работал в канцелярии Оренбургского губернского представительства дворянства.
В 1866 году в Петровском насчитывалось 119 дворов, а население составляло: мужчин - 295, женщин - 337. Имелось: церковь, волостное правление, 11 кожевенных заводов, 2 мельницы, кирпичный завод, мыловаренный завод, 2 корьедробилки, лесопилка,2 маслозавода, поташный завод, 8 частных гончарных заводов, частные колбасные заводы и хлебопекарни. Проводились еженедельные базары. Здесь можно было выгодно купить сырьё, обменять или продать товар. Село называлось владельческим.
У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей. Крашенинников был очень богат. Село Андреевка было отдано в приданое дочери Марии. Сын Александра Николай - известный писатель-демократ. Многие свои произведения он посвятил нашему селу. Это такие произведения, как «Невозвратное», «К земле обетованной». В них он описывает красоту нашего села, соседней Башкирии до революции. Ведь когда-то граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая на сахар, чай, бусы.
Дочь Александра Крашенинникова, Надежда, живёт в городе Белый Уголь.
Основатель нашего села, Пётр Алексеевич Крашенинников, был похоронен в церковном склепе. Церковь была разрушена во время революции. Сохранилась только могильная плита.
Дом Крашенинниковых стоял на улице Козловка. Это был самый большой дом в селе. К сожалению, он не сохранился. Был здесь дом и другого помещика, Варганова (бывший детский сад). В Козловке находились чайная, пивная, трактир. Всё это принадлежало торговцам Козловым. Отсюда и название – Козловка. Позднее в этих зданиях открылись кинематограф, изба-читальня, двухклассная школа. По селу протекает река Ассель. Речка наша быстрая и чистая. Говорят, когда–то в ней водилась форель. Река берёт своё начало в Башкирии. Существует легенда об этом названии реки: «Давным-давно жил богатый бай, храбрый джигит и охотник. У него была красавица дочь Ассель. Она влюбилась в пастуха Альяна, но отец не давал разрешения на свадьбу. От горя Ассель утопилась в реке. А Альян взобрался на высокую гору и бросился в ту же реку. С тех пор люди стали называть речку Ассель, а гору, расположенную рядом, Альянкой.
В центре села находится мост через речку Ассель. Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками и немцами. Сейчас это одна из старых и главных достопримечательностей нашего села. Говорят, когда его строили, то в раствор бетона добавляли сырые яйца, что придавало крепкость. Архитектурный стиль его не похож на остальные мосты в области.
От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы и Козловка, а от неё Оторвановка. Когда-то на Сладкой улице находился небольшой завод, где изготовляли патоку. Завода давно нет, а название улицы осталось.
В давние времена, ещё до революции, в селе было очень много кустарей. Их насчитывалось около 150 семейств: кузнецы, колесники, вальщики, тарантасники, овчинники, бондари, жестянщики, сапожники, шорники, портные, столяры, плотники, стекольщики. Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники, сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве). Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название Кузнечной улицы. Когда-то, много лет назад, недалеко от больницы стоял ряд кузниц. Село Петровское славилось своими кузнецами, которые могли подковать лошадей, сделать необходимые орудия труда, домашнюю утварь. Кузнец в те времена был первым человеком на селе. Жаль, что сейчас это ремесло ушло в прошлое. Наше село когда-то было в три раза больше. Его называли вторым Оренбургом. Село было торговым центром. Здесь было 20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный, конный и лесной, где продавали бочки, колёса, телеги. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный рогатый скот. В селе было десять скотопромышленников, которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города России. На базары привозили фрукты и пряности из Средней Азии, рыбу с Аральского моря. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных городов и селений Башкирии, Киргизии. Добирались на лошадях и на верблюдах.
Улица Козловка переходит в Оторвановку. Это странное название улица получила во время строительства села. Само село строилось на казённой земле, то есть государственной. А в Оторвановке люди селились на помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой улицы существует легенда: «Очень давно все жители нашего села ездили в лес за дровами вместе. Но однажды жители этой части села не приехали в срок в назначенное место. Все их долго ждали и, не дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели, что они уже там. Их стали называть «оторванцами», а улицу Оторвановкой.»
Сельская жизнь – дома, дворы, сады, огороды, речка, поля… Череда деревенских забот, обычаи, праздники – всё связывает человека с землёй, с осмысленной жизнью на ней.
Многое в жизни села изменилось. Есть перемены печальные, есть обнадёживающие.
Многие традиции, обычаи уходят в прошлое невозвратно. Исчезают, оставляя щемящее чувство грусти свидетельства жизни наших предшественников: старинные колодцы, каменные палатки, постройки прошлого века. Всё больше и больше разрушается старинный бетонный мост, главная достопримечательность нашего села.
И всё же деревня остаётся нашей кормилицей, хранителем народных традиций, истоком мудрости, всего, что близко лежит к земле, к естеству жизни, радости бытия.
Петровское… Здесь мы родились и живём. Заботиться о нем – дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
Работа ученицы 10-го класса Петровской средней школы Смирновой Елены.
(По воспоминаниям старожила села Богодаровки Полуниной Клавдии Михайловны и материалам краеведческого музея.)
История села Богодаровка
Однако, земли эти привольные имели своего хозяина - Дмитрия Кузьмича Крашенинникова, человека известного в Оренбурге. Его владения простирались от устья Большого Ика по его левобережью вплоть до села Преображенского (теперь Зилаира в Башкортостане), в котором находился известный Преображенский медеплавильный завод. Только в после реформенное, связанное с отменой крепостного права в России время, и стали заселяться земли, о которых идёт рассказ.
Первой появилась деревня Богодаровка, за нею хутор Новобогодаровский, деревня Богородская. В их истории много общего и общая у них судьба. Но рассказ о каждом в отдельности.
Архивных документов по истории Богодаровки почти нет. Впервые она упоминается в статистическом сборнике “Список населённых мест Оренбургкой губернии по сведениям 1866 года”, изданного в 1871 году. Значится она на эту дату как владельческая деревня с 15 дворами и проживанием в ней 41 мужчины и 31 женщины. К началу ХХ века в Богодаровке числилось 23 двора и 157 душ населения.
Бывший житель деревни Ляликов Сергей Иванович (1918 - 1997) автору данной статьи рассказал следующее предание о возникновении деревни, услышанное от отца своего со слов деда Андрея Ляликова. Оренбургский помещик (им мог быть один из внуков основателя села Петровского - Николай, Дмитрий, Петр или Андрей) встретился в Москве с тамбовским помещиком по имени Виталий ( фамилию его пока установить не удалось). В свое время владения Крашенинниковых находились на Тамбовщине по соседству с владениями Виталия. Они дружили. Друзья сыграли в карты. Крашенинников проиграл Виталию 300 десятин земли.
В то время осуществлялась реформа 1861 года по освобождению крестьян от крепостничества. Виталий воспользовался моментом и решил выигранной землей наградить своих крестьян, получивших “ волю”.
Отъезжавших в далекий Оренбургский край крестьян Виталий напутствовал: “ Доедете до большого села Петровского, проедете пять верст налево на мою землю, там и поселяйтесь”. Первым на поселение на своей корове приехал дед С. И. Ляликова Андрей, а с ним еще две семьи Ляликовых. В числе первых поселенцев оказались крестьяне с прозвищами “ Семен слепой”, “ Семен длинный” и Матвей Слащинин. Позднее подъехали братья Павел, Емельян и Тимофей Ивановичи Сухоручкины.
Место, где обосновались тамбовчане, понравилось, они посчитали его божьим даром и деревню официально назвали Богодаровкой, а между собой называли именем бывшего барина Витальевкой. А когда рядом появилась еще одна Богодаровка, к имени Витальевки стали добавлять слова: “старая”, “короткая”.
Заселялась Богодаровка - Витальевка одной улицей, тянувшейся с востока на запад к Большому Ику. От крайних Западных домов на юг начиналось озеро, названное Витальевским. Вдоль Ика тянулся Большой лес. Хлебные поля находились по ручьям Бадраган и Средней речке. Изредка в Витальевку и только в летнее время наезжал из Москвы, где жил постоянно, бывший барин Виталий.
Богодаровцы были дружными, усердно и много трудились, но из- за недостатка земли жили многие бедновато. В дореволюционное время власть в деревне осуществлял староста Тит Иванович Сухоручкин.
В 1919 году в деревне установилась Советская власть. Как и все россияне, крестьяне Богодаровки восстанавливали подорванное войнами хозяйство, мужественно переносили голод 1921 - 1922 годов, активно участвовали в строительстве новой жизни. Большим событием в деревне явилось строительство зажиточным крестьянином Бабенышевым Михаилом Ивановичем паровой мельницы, которая работала на сырой нефти на северном берегу Витальевского озера и открытие в 1929 году начальной школы. Многие годы работала в ней Екатерина Степановна Тучина, урожденная Никульшина. В палатке, принадлежавшей крестьянину Пантелею Бабенышеву, открыли магазин, избавивший жителей деревни от излишней ходьбы или езды за покупками в село Петровское.
Коренным поворотом в жизни витальевцев стал 1930- й год. В канун 13- ой годовщины Октябрьской Социалистической революции в деревне по инициативе коммунистов Тита Ивановича Сухоручкина и Кирилла Ивановича Полунина, комсомольцев Михаила Ивановича Ляликова, братьев Петра и Алексея Семеновичей Слащиных был создан колхоз, названный “13 лет Октября”. Его возглавил избранный председателем Жильников Антон Иванович.
При создании колхоза зажиточные крестьяне( кулаки) Ляликов Филипп Андреевич, его сын Василий и Бабёнышев Михаил Иванович( владелец мельницы) были раскулачены, но не подвергались выселению за пределы деревни.
Колхозники дружно и ударно трудились на полях и фермах. Об их успехах часто писала районная газета “ Знамя колхоза”. Ставший первым комбайнёром в деревне Сергей Иванович Ляликов 18 лет проработал на комбайне в Петровской МТС, а затем в родном колхозе. С хорошими показателями работали трактористы Владимир Кириллович Полунин, Михаил Яковлевич Тучин, Анна Петровна Слащинина, Мария Ивановна Полунина.
В колхозе имелась птицеферма, на которой славно трудились птичницы Клавдия Михайловна и Анна Ивановна Полунины. Хороший доход колхозу приносила пасека, которой заведовал Константин Сергеевич Жильников. За выращивание по 30 центнеров проса с гектара были награждены грамотами Всесоюзной выставки сельского хозяйства Пелагея Яковлевна Барсукова и Анна Максимовна Слащинина. Всю жизнь добросовестно трудился кузнец Дмитрий Михайлович Барсуков.
На разных видах работ хорошие результаты давало женское звено в составе: Марии Маркеловны Ляликовой, Надежды Яковлевны Тучиной, Нины Павловны Сухоручкиной, Марии Прокофьевны Ляликовой, Анны Николаевны Рыбниковой. Звеном умело руководила Пелагея Яковлевна Барсукова.
В колхозе внедрялся травопольный севооборот, культивировались многолетние травы. За хороший урожай люцерны председатель колхоза Карев наркомом земледелия был премирован 300 рублями.
Перед Великой Отечественной войной в Богодаровке насчитывалось около сорока дворов и 160 жителей, все они являлись потомками тамбовцев. Все колхозники дружно работали на полях и фермах. Особенно выделялось ударной слаженной работой звено по выращиванию проса. Звено в полном составе( звеньевая Анна Максимовна Слащинина и члены Пелагея Яковлевна Барсукова, Анна Сергеевна Карева, Пелагея Алексеевна Люблина и Евдокия Ивановна Сухоручкина) было участником ВСХВ 1940 года. Звено собрало по 30 ц. Проса с гектара. Все они были отмечены грамотами выставкома.
Грянула война. Мужчины ушли на фронт, где мужественно защищали Отчизну. 22 жителя деревни на полях сражений сложили свои головы. В их числе офицер, участник войны с Финляндией, работавший председателем колхоза, Егор Иванович Барсуков. Он погиб в бою за город Великие Луки.
Оставшиеся в тылу старики, женщины и подростки в неимоверно трудных условиях вели колхозное производство, давая продукты питания фронту, отправляли воинам тёплые вещи, вносили деньги в фонд обороны. Все трудились по-фронтовому. Многие из них были названы выше. Всем им после войны вручили медали “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г”.
Колхоз “13 лет Октября”, которым руководил фронтовик-инвалид Алексей Яковлевич Тучин, преодолев трудности послевоенных лет, наращивал производство зерна и продукции животноводства.
В связи с компанией по укреплению мелких колхозов в 1950 году колхоз”13 лет Октября” слился с колхозом “Родина” села Петровского. С возникновением тенденции о неперспективности малых населённых пунктов, а Богодаровка именно таким являлась, жители её стали разъезжаться по другим местам. Некоторые переехали в Петровское и Саракташ, а иные в разные города. К 1968году в деревне оставалось уже только три двора. Две семьи - Ляликова Сергея Ивановича и Полунина Владимира Кириловича - в том же году навсегда оставили родную Богодаровку, а в 1969 году покинул её и последний житель - Ляликов Трофим Никитович.